В начало
Вы здесь: Новости
В начало  Цели проекта Поиск по сайту
База данных |  Информация |  Консультации и частные объявления |  Ссылки
Загляните сюда:  Образцы бланков МКО.

RB2 Network
RB2
RB2 Network

ТСЖ. Путь к нему еще тернист

          Прошло уже более полугода со дня принятия комплексной программы Правительства Москвы по формированию кондоминиумов и созданию условий, стимулирующих развитие рациональных способов управления ими. Попросту говоря, организации товариществ собственников жилья (ТСЖ). О том, как реализуется эта программа, редакция попросила рассказать юриста Петра Дулепова, занимающегося данными проблемами.
     
      - Успешному исполнению программы должны сопутствовать два основных фактора. Первое - способность районных управ реально помочь создаваемым товариществам. Второе - готовность самих жильцов стать подлинными хозяевами собственного дома и взять в свое управление земельно-имущественный комплекс - кондоминиум. Второе - пока весьма проблематично.
     
      - Тогда начнем с первого. Городские власти, согласно принятой программе, обязаны оказывать товариществам всемерную поддержку. Разве это не так?
     
      - Разумеется, так. Однако созданием ТСЖ в Москве занимаются уже более трех лет, а дело едва-едва с мертвой точки сдвинулось. Почему? Все до банальности просто. Собственнику пытаются навязать обязанности, которых он просто не знает, ответственность, к которой он не приучен. А реальной помощи со стороны властей пока не наблюдается.
     
      Число товариществ, созданных в городе, остается каплей в море частного жилья. Большинство из них существует только на бумаге, так и не приняв на себя ответственности за содержание домовладения.
     
      Спросите, в чем дело? Отвечу. Все дело в том, что районным управам достаточно зарегистрировать ТСЖ в жилом доме, передавать дом с баланса ДЕЗа на баланс товарищества - уже не их забота. Поэтому отрапортуй о регистрации товарищества, и можешь поздравить себя с результатом. Но то, что для чиновника - результат, для собственников - всего лишь повод усомниться: а не перекладывает ли государство свое бремя на них?
     
      - Действительно, один из ключевых вопросов при создании товарищества бывает именно такой: кто должен оплачивать расходы на содержание общего имущества в ТСЖ?
     
      - Раньше такие расходы в число обязательных платежей ТСЖ не включались, и государство погашало их из бюджетных средств всем жильцам независимо от формы собственности. Да и сейчас, после того как сформирован кондоминиум и создано товарищество, вправе ли мы от одной категории жителей требовать оплаты общего имущества, а от другой - нанимателей - нет? Требования должны быть равными и не зависеть от формы собственности. К этому нас призывает и статья 8 Конституции РФ. А перед законом, как известно, все равны: и собственник, и наниматель.
     
      Однако собственник, чтобы распоряжаться принадлежащей ему собственностью, по закону обязан зарегистрировать свои права на владение (квартиру) и на долю в общем имуществе кондоминиума. Хотя поначалу этого не требовалось, а потому и не делалось - ни в существующих домах, ни в новостройках - права собственника на общее имущество дома и на земельный участок не регистрировались. Теперь же ему предлагают добровольно зафиксировать эту общую часть своей собственности в составе кондоминиума и вступить в ТСЖ. В то время как расширения ответственности нанимателей жилья в муниципальном фонде не предусматривается.
     
      - После сказанного вами, Петр Михайлович, может возникнуть парадоксальный вопрос, который до сих пор как-то не приходил на ум. А именно - почему городские власти, распоряжаясь муниципальным имуществом, не считают нужным регистрировать свои права собственности на землю и на жилой фонд? Практически ведь они тоже собственники.
     
      - Вот в этом-то, считаю, и зарыта собака. Смотрите, так называемая госсобственность, за которую жители платят копейки, позволяет властям считать все имущество, расположенное на управляемой территории, своим и управлять им без государственной регистрации, получая бюджетные дотации на содержание всего жилфонда. И самое любопытное в этом оказалось то, что заинтересованы в таком положении и жители: кто откажется платить меньше?!
     
      А страдают от этого наши с вами дома. Ибо жилфонд при таком подходе юридически становится ничейным, поскольку он не зарегистрирован. То есть фактически - бесхозным. Как муниципальный, так и примкнувший к нему частный. Будем считать таковым ЖСК.
     
      Бюджетные дотации на содержание жилищного фонда рассчитаны на одного собственника - государство, а не на массу новых собственников, и потому до конкретного дома не доходят. И не должны доходить. Что же касается городских служб, то получая из бюджета средства на содержание бесхозного жилфонда, они не несут ни правовой, ни финансовой ответственности за то, чем берутся управлять. А потому и не спешат расходовать бюджетные средства по прямому назначению. Зачем спешить, если не с кого спросить, куда девались деньги: хозяина-то в доме нет, пообъектный учет расхода средств не ведется. У кого спрашивать, если деньги в ДЕЗ выделяются из Управления городского заказа безадресно и никакой отчетности перед жителями конкретного дома не требуется.
     
      Вот и получается, что отсутствие обязательной регистрации собственности на недвижимое имущество привело к закреплению его бесхозного статуса. А деньги, которые перекладываются из одного государственного кармана в другой, слишком трудно проконтролировать.
     
      Не лучше ведут себя и собственники. Скажем, большинство членов ЖСК, ЖК и МЖК, выплатив свои денежные паи, стараются не замечать отсутствия прежней связи между собой - общей кооперативной собственности. Став собственниками, отказываются регистрировать свое общее имущество - кондоминиум, чтобы управлять им и жить по закону о ТСЖ, приняв на себя соответствующие права и обязанности. Получается, что их мечта - оставить общее имущество, а порой и свои квартиры, ничейными.
     
      Парадокс: реальные собственники воздерживаются от регистрации прав собственности на фактически принадлежащие им квартиры и стараются уравнять свои права по планке обслуживания (никакого) и по уровню оплаты услуг (никакой) - 30 копеек за кв.метр общей площади с муниципальным жильем. Они не могут (или не хотят?) понять, что тем самым наносят ущерб самим себе - дома ветшают, а бюджетные дотации на содержание и эксплуатацию жилья уходят в чей-то бездонный карман.
     
      - Мрачную картину нарисовали вы, Петр Михайлович. И что, нету никакого просвета?
     
      - Если верить обещаниям властей, то реальный путь к получению пока еще выделяемого (как обещают, до 2002 г. включительно) бюджетного дотирования для всех категорий собственников лежит только через регистрацию кондоминиума и создание товариществ собственников жилья. При этом государство в лице соответствующих служб заказчика могло и должно бы, в счет профинансированных в предыдущие годы бюджетом средств, провести работы по текущему и капитальному ремонту, по восстановлению инженерно-технического оборудования зданий и другие мероприятия, предусмотренные при передаче кондоминиума с баланса государства на баланс (в управление) собственников.
     
      - А где гарантии, что государство выделит дотации, а местные власти проведут необходимые ремонтные работы, чтобы передать дом товариществу в исправном состоянии?
     
      - Вот тут мне хотелось бы посоветовать организаторам учредительного собрания ТСЖ сначала обзавестись гарантиями о таком дотировании от префектуры своего округа и гарантией от районной управы о проведении ремонта.
     
      Кроме того, местные власти должны решить, как вернуть конкретному дому бюджетные средства, выделенные государством на его содержание, как компенсировать неудобства и ущерб от аренды нежилых помещений в доме, как привести в порядок все имущество кондоминиума перед его передачей в управление собственникам... Только такой заинтересованный подход двух сторон - и населения, и властей - позволит сделать совместный выбор в пользу создания ТСЖ.

КДО-проспект, 10-04-2001


[ База данных ] [ Информация ] [ Консультации и частные объявления ] [ Ссылки ]


TopList