|
Кто заткнет дыры в ЖКХ?
О том, как нам осваивать науку управления жильем, рассказывает исполнительный директор фонда "Институт экономики города", кандидат географических наук Александр Пузанов.
- Похоже, что реформа жилищно-коммунального хозяйства тормозится. Правительство никак не подготовит проект нового Жилищного кодекса. А в нем должны быть прописаны такие важные вопросы, как завершение бесплатной приватизации, возможность выселения должников за жилье, уточнение перечня льготников...
- Нет, проблема в другом. За 10 лет было принято около 200 неплохих законов в отношении ЖКХ. Но то, что принято, во многом расходится с жизнью. Новый Жилищный кодекс, конечно, принять необходимо, но если не будут созданы механизмы, стимулирующие изменения на уровне конкретного города, дома или подъезда, то кодекс может оказаться еще одним неработающим документом. Жилищная политика и ЖКХ - сфера совместного действия центра и регионов. Перемены в этих сферах во многом зависят от реформы межбюджетных отношений. Как известно, жилищно-коммунальному хозяйству не хватает средств.Часть дыр возникает из-за того, что, например, в середине года решили повысить тарифы на газ, а местный бюджет уже утвержден. Но школу или больницу без тепла не оставишь, однако из каких источников его оплачивать по новым тарифам - непонятно. Эта задолженность не переходит в бюджет следующего года как неисполненное обязательство. В результате для руководителя коммунального предприятия лучшим вариантом остается банкротство, выведение активов и передача его другой фирме. Сейчас во многих регионах идет цепочка банкротств, явных и мнимых. Проблемы же только усугубляются.
Уже понятен механизм действий, как выстраивать взаимоотношения. Первый шаг - это ликвидация долгов, второй - четкое тарифное регулирование. Нужно еще, чтобы система ЖКХ стала прозрачной, чтобы инвестор пришел. Во всех странах мира эта сфера - одна из самых привлекательных для бизнеса.
- Некоторые области могут получить кредиты Всемирного банка на проведение реформы ЖКХ. Вот и инвестиции.
- В регионах зачастую не умеют даже грамотно написать бизнес-план: вот у меня течет труба, я теряю столько-то. Я ее заменю, это будет столько-то стоить. Но зато у меня потери сократятся, я там поставлю счетчик. И вот в таком-то месте у меня за столько-то лет накапает такая-то сумма, и я верну кредит... Безусловно, кредиты Всемирного банка, если правильно их использовать, будут хорошей школой. Но именно школой - никакой зарубежный благодетель не заменит текущие трубы во всех городах России.
- Кто должен устанавливать счетчики? Водоканал, получается, сейчас в этом не заинтересован.
- Если у этой организации будет четкий бизнес-план, на основании которого установят тариф на длительное время, и будет оговорено, в каких случаях автоматически индексируются тарифы, то у Водоканала будет стимул в течение первых двух лет инвестировать в ресурсосбережения, а за оставшееся время получить прибыль до следующего пересмотра тарифов. И через пять лет в выигрыше окажутся все, и другими станут взаимоотношения, они будут выстраиваться под клиента, а не под бюджет.
- У нас хотят возродить управдомов. Поможет ли это делу?
- Управдом в нашем представлении часто просто "агент" жэка в подъезде, он мало на что может повлиять. А вот если в доме создано товарищество собственников жилья, то они могут уже нанять грамотного управляющего, который бы решал, что выгоднее: починить крышу или переделать окна, что сделать в первый год, что - во второй. Появилась бы наука управления жильем, которая на Западе давно существует, а у нас она - тяжелая обязанность. Вот тогда у нас появились бы настоящие управдомы.
- Будут ли какие-либо изменения в законодательстве по отношению к неплательщикам за жилье?
-
- Законодательная основа для наказания за систематическую неуплату жилья существует еще с 1992года.
-
- Нанимателя можно выселить только по суду, с собственником немного сложнее: если он хочет расплатиться автомашиной - пожалуйста, но если у него ничего нет, кроме квартиры, то взыскание обращается на все имущество в целом. Однако судебная практика изначально на стороне человека. Конечно, и неплательщики бывают разные. Дай Бог разобраться хотя бы с богатыми, которые не платят за свое второе жилье...
-
В больших городах проблема найти хозяина квартиры, если он в ней не живет, скажем, для того, чтобы он уплатил за охрану подъезда..
- Пока это не бьет так уж сильно по карману конкретного человека. А если бы било, то тогда стали бы совершенно иными и общественная атмосфера, и судебная практика. На Западе если сосед не платит свою долю, то это означает, что ухудшается качество дома в целом, снижается рыночная цена и моей квартиры, чего у нас еще никто не понимает.
Поэтому там действует очень сложная законодательная система так называемого правового зонирования, которая содержит перечень процедур, которые надо исполнить, если я, например как собственник хочу у себя "прибить скворечник". Прежде чем это сделать, я обязан разослать письма соседям.
- По карману уже бьет повышение цен на услуги ЖКХ. В некоторых регионах люди уже оплачивают 60 или 80% от затрат, а результатов нет.
- Чтобы были результаты, система должна стать более прозрачной, без активного участия населения никто ее не изменит. Даже адресные субсидии не делают человека более активным. А если он сам будет относить деньги коммунальному предприятию, то может и не заплатить за услугу плохого качества. Конечно, хорошо, что жильцы получат право выбирать организацию, которая будет их обслуживать. Еще лучше, чтобы жители дома объединялись, чтобы сделать что-то в нем сообща.
Качество жилищно-коммунальных услуг должно улучшиться не потому, что в отрасль придет больше денег после повышения тарифов (хотя то, что мы недовложили в отрасль, придется вернуть), а потому, что средства, полученные от населения, будут работать более эффективно. Просто надо выстроить систему, которая бы не зависела от того, хороший или плохой в ней руководитель.
Время МН, 18-04-2002
|
|