Реклама |
|
Реклама |
|
|
|
Управа и право управлять
Интересный эксперимент предлагает глава управы Солнцево Олег АХУНДОВ в области развития местного самоуправления. В эксперименте заложен новый порядок распоряжения бюджетными деньгами.
В Солнцево я приехала зимним солнечным днем, который неожиданно вклинился в долгую январскую оттепель и подморозил лужи. Лед и снег отражали солнце, и его становилось еще больше. Стекла новых высоток тоже отражали солнце. Поэтому казалось: куда ни кинешь взгляд, везде солнце: на небе, на домах, на земле - солнце, солнце, солнце...
По содержанию жилищного фонда район Солнцево не хуже и не лучше других. С 1998 года он не имеет долгов по коммунальному хозяйству. Еще и прежние долги, за предыдущие годы, погасили.
- Как вам удалось добиться такой стабильности? - спросила я Олега Тофиковича.
- Главное правило - строго контролировать выполнение и не допускать внеплановых объемов работ. Еще с 1998 года, при префекте А. Брячихине у нас начался эксперимент. Когда мы проводили тендеры на те или иные работы, то заранее закладывали снижение себестоимости и 10% бесплатных работ. То есть за счет организаций и фирм благоустраивались территории, проводились ремонты и т. д.
Заказчиком на все виды работ в жилищном фонде в границах района выступает ДЕЗ. Раньше в Солнцеве было 5 РЭУ, три мы сократили и ввели коммерческую структуру. Эта фирма обслуживает самый плохой фонд - в основном пятиэтажки. Одно РЭУ обслуживает смешанный жилищный фонд, а второе - хороший (есть у нас такие условные термины). И вот какой получается парадокс: где хуже дома, там на их содержание выделяется меньше денег. Так, на новые дома выделяют мне 1,2 млн. руб., на смешанный фонд - около 800 тыс. А на старые дома - около 650 тыс. Потому что исходят из квадратных метров общей площади, а не реального объема работ.
- И как же все привести в соответствие?
- Управа должна обладать правом самой определять норматив и направлять сэкономленные средства туда, куда в данный момент нужней. Уж если с нас спрашивают за разбитые дороги и упавшие сосульки, то дайте нам возможность самим распоряжаться деньгами при выполнении городских программ.
- Конечно, вам видней, какой чердак отремонтировать в первую очередь. Закон о самоуправлении, по-моему, как раз и призван обозначить эти права и обязанности.
- Парадокс сегодняшней ситуации заключается в том, что у управы по сути нет никаких полномочий. Значит, нет и никаких обязанностей. Во всех нормативных документах мы были прописаны как орган исполнительной власти. Но орган исполнительной власти не может быть органом самоуправления. И пока не принят закон о местном самоуправлении, мы будем пребывать в таком состоянии.
- Получается, ваша управа возлагает на себя бремя обязанностей? А за права еще придется побороться?
- Выходит, так, - Ахундов развел руками. - Пока я пытаюсь добиться, чтобы деньги, которые город выделяет префектуре, не снимали с нашего района и не передавали в другие. Например, в Крылатское, где живут большие руководители, или Дорогомилово. А то выходит, что при одинаковых нормативах получаются разные финансовые возможности, и значит, во всех управах разные результаты. И вообще, чем меньше деньги по пути задерживаются, тем меньше желающих от них отщипнуть кусочек или перераспределить их.
Олег Тофикович подчеркнул, что районы округа отличаются друг от друга качеством жилищного фонда. В некоторых вовсе нет ветхих домов. Разница в выделяемых средствах бывает значительна. В Солнцеве тоже есть ветхие дома. В районе разрешили сносить пятиэтажки 515-й серии и даже три 12-этажных панельных дома. Однако и кирпичные малоэтажные дома легче и дешевле сносить, чем надстраивать, оборудовать их лифтами и мусоропроводами.
А как инженера-сантехника хозяйства Ахундова очень волнует вопрос эксплуатации новых зданий, ведь в Солнцеве полным ходом идет реконструкция ветхого жилищного фонда.
- Все строители сегодня стараются построить дешевле, а что будет с домами и инженерными коммуникациями через энное количество лет - их не волнует. Весь цивилизованный мир уже давно отказался от стальных труб, используют цветные металлы. У нас же все по старинке. Поэтому больше 10 лет ни одна теплотрасса не выдерживает. Мы постоянно вкладываем деньги в ремонт, и они утекают, как в черную дыру.
- Может, как в черную трубу? - предложила вариант я. - Ну хорошо, вот у вас есть власть, в ваших руках будут сосредоточены все средства. В чем выгода здесь для жителей вашего отдельно взятого района?
- Для начала уточним. Все деньги, выделяемые городом, складываются из двух основных составляющих: средства на жилищно-коммунальное хозяйство и на социальную сферу. Так вот, я считаю, что учитель должен учить, а врач - лечить. А содержанием в порядке зданий и территорий, объектов культуры, образования и здравоохранения должны заниматься специалисты. У меня возникла идея аккумулировать все средства в одних руках.
В управе подсчитали, что наши подрядные организации выполняют работы примерно на 30% дешевле, чем подрядчики, нанятые соответствующими комитетами. Вот и возникает вопрос: почему больше половины бюджетных денег мы отдаем социальной сфере, постоянно вкладываем деньги в ремонт их зданий, а они, эти здания, нам не принадлежат?..
- Как относятся к вашей идее руководители районных управлений здравоохранения и образования?
- Они ее поддерживают. Это к вашему вопросу о выгоде для жителей. Самоуправление и призвано защищать интересы жителей.
Совместно с депутатом Московской городской Думы Владимиром Плотниковым Олег Ахундов вышел со своей идеей на Юрия Лужкова. И предложил провести в Солнцеве эксперимент до вступления в силу закона о самоуправлении. Суть эксперимента: за все, что есть на территории района, отвечает управа. Значит, и средства нужно направлять непосредственно ей. Мэр поддержал идею Ахундова.
- Уже готовы все документы, чтобы запустить эксперимент, - рассказывает мой собеседник. - Но нет соответствующего закона. И комитеты, входящие в социальные сферы, категорически против.
- Почему? Давайте разберемся подробнее. Комитеты образования, здравоохранения и культуры - государственные. Лишаясь зданий, т. е. некоторой материальной базы, они окажутся в роли арендаторов? Видимо, это их не устраивает?
- Управа ведь тоже государственное учреждение. Мы не претендуем на то, что находится внутри зданий: оборудование, мебель и прочее. Мы, разумеется, не собираемся руководить профессиональной деятельностью комитетов. Мы предлагаем передать на баланс управы территории и здания социальной сферы. Для более качественного их содержания. Потому что этим будут заниматься специалисты. И меньше будет разбазаривания государственных денег.
Мы также не претендуем на частные клиники, частные школы. Но вот что интересно: частники охотно заключают договора на обслуживание и ремонт зданий именно с Дирекцией единого заказчика.
- Возникает такой вопрос: то, какое здание ремонтировать в первую очередь, не будет ли зависеть от вашего субъективного отношения к тому или иному руководителю?
- Ответ на это прост. Сегодня в каждом районе работают советники, избранные жителями. Например, в нашем совете из 11 советников 3 главных врача, 3 директора школы, 1 заведующий детским садом и 1 председатель совета ветеранов. Вот и получается: 8 советников имеют прямое отношение к социальной сфере. Поэтому они должны и могут профессионально оценить первоочередность тех или иных работ. Все программы будут контролироваться советниками.
...Когда я уже покинула Солнцево, у меня возникли новые вопросы к Олегу Ахундову. Не убедил он меня, как говорится, на все сто. Но не в этом дело. Многим кажется, что Ахундов бежит впереди паровоза. Мне же показалось - он просто пытается идти в ногу со временем и просчитывает при этом возможные варианты развития общества, взаимодействия общества и власти.
Самоуправление. Много сейчас о нем пишут, говорят и спорят. Для кого-то оно вещь в себе. Для кого-то просто палка о двух концах. И неизвестно пока, какой конец у нее бьет больнее.
Московская правда, 07-02-2002
|
|